12 самых интересных фактов про Дворец Меньшикова в Питере!

Здравствуйте, дорогие посетители сайта! Многие, кто собирается впервые в Санкт-Петербург или начинает интересоваться его культурной жизнью, спрашивают у меня, какие значимые места стоит посетить в северной столице.

Одно из таких мест — это дворец Меньшикова на Васильевском острове. Это один из самых старинных дворцов Петровской эпохи — великолепное трехэтажное здание, украшенное изнутри оразличными предметами искусства.

В наше время Дворец входит в музейный комплекс Эрмитажа и является одним из самых знаменитых мест Санкт-Петербурга.

В этой статье всем заинтересованным я расскажу подробнее об этой достопримечательности: основную информацию, стоимость билетов, часы посещения.

Буду рада вашей обратной связи: комментариям, лайкам, репостам!

Вступление

Дворец князя Александра Даниловича Меншикова — музей русской культуры первой трети XVIII века.

Дворец, архитекторами которого были Фонтана и Г.И. Шедель, строился в 1710 — 1721 гг. на правом берегу Большой Невы. В его отделке участвовали архитекторы Ж.Б. Леблон, А. Шлютер и другие.

Меншиковский дворец — крупнейшее каменное здание Петербурга петровского времени — был центром обширной усадьбы. На прилегавшей территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротами, оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань.

Здесь находилась официальная резиденция Меншикова — генерал-губернатора столицы, президента Военной коллегии; проходили парадные приемы, ассамблеи и торжества. После опалы Меншикова (1727 г.) дворец был взят в казну, а с 1731 г. в нем размещался Сухопутный шляхетный корпус (в 1800 г. переименован в 1-й кадетский корпус), что повлекло за собой некоторые перестройки.

В Кадетском корпусе воспитывались будущий полководец П.А. Румянцев-Задунайский, драматург А.П. Сумароков, актер и основатель русского театра Ф.Г. Волков, поэты-декабристы К.Ф. Рылеев и Ф.Н. Глинка. После революции 1917 г. здание занимали различные учебные заведения, а с 1956 г. начались реставрационные работы, вернувшие ему первоначальный облик.

Музей во дворце открылся в 1981 г. Посетители могут увидеть восстановленные интерьеры дворца вестибюль и парадную лестницу, Ореховый кабинет, приемную, спальню, столовую, покои Д.М. Меншиковой. Очень своеобразны комнаты, отделанные бело-голубыми голландскими изразцами.

В экспозиции представлены произведения искусства и предметы быта конца XVII — первой трети XVIII в., а также немногие сохранившиеся мемориальные, принадлежавшие Петру Первому и хозяину дворца.

Из истории дворца

Почти сразу за корпусами Университета, напротив Адмиралтейства, начинается усадьба светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова «Собственные палаты», построенная в 1710-1714 годах по проекту архитекторов Д. Фонтана и Г. Шеделя.

Дорогие друзья, если вы собираетесь в путешествие в России или в отпуск, то для вас будет полезной статья о том, как можно вернуть часть денег (до 5-10%!), потраченных на билеты (ж/д, автобусные и авиабилеты), а также бронирование гостиниц, с помощью кешбек-сервисов. Если интересно - кликайте сюда, читайте, регистрируйтесь и начинайте возвращать свои деньги!

Для зодчества петровского времени было характерно обращение к архитектуре Северной Европы и, прежде всего, Голландии. Стремление Петра I сделать свою новую столицу похожей на Амстердам заставило иностранных архитекторов следовать бюргерско-светскому духу, характерному для построек северного барокко.

Влияние архитектуры протестантской Голландии чувствуется и во дворце Меншикова на Васильевском острове. Высокая крутая крыша с мезонинными окнами и с переломом стала типичной для северных стран, благодаря тому, что помогала избавляться от снега.

Боковые крылья здания отступили от набережной вглубь, и с берегов Невы отчетливо воспринимается центральная, самая старая часть дома с приземистыми четырехугольными столбами портика — входа под большим балконом, окнами с частыми переплетами мелких стекол и огромным декором фасада из плоских поэтажных пилястр.

Это одно из первых каменных сооружений нашего города, ценнейший памятник, замечательный своей историей и архитектурой.

Меншиков знал о желании государя застраивать новый город каменными домами. Генерал-губернатору нужна была достаточно роскошная, парадная и вместительная резиденция.

Осенью 1710 года Меншиков был отправлен царем в Ригу для переговоров с герцогом Курляндским о свадьбе племянницы Петра I Анны Иоанновны. Этот брак нужен был русскому царю для закрепления на прибалтийских землях. Эти же причины побудили Меншикова заложить на Васильевском острове в саду, подальше от берега, вначале деревянные хоромы, и торопить с их постройкой.

Для устройства низменной и болотистой местности выкопали канал. Он начинался от Невы и шел до самых хором. Канал не только осушал берег, но и служил парадным подъездом к деревянным хоромам.

Хоромы на Васильевском острове вошли в историю архитектуры под пышным названием «Посольский дворец». Это было двухэтажное здание, имевшее в плане растянутую П-образную форму. По фасаду его украшали пилястры и балюстрада на крыше. Высокое крыльцо в центре дома, с башенками по сторонам вело сразу на второй этаж.

В октябре 1710 года в новопостроенных хоромах звучала музыка — праздновали брак Анны Иоанновны с герцогом Курляндским. 14 ноября того же года здесь была сыграна потешная свадьба карлика Петра I Екима Волкова. «Потешные веселия» — маскарады вроде «всешутейского и всепьянейшего собора», были характерными чертами общественной жизни дворянства начала XVIII века. Однако центром генерал-губернаторской усадьбы на Васильевском острове должны были стать каменные палаты, как первое время называли дворец.

Возводить их начал итальянец Джованни Марко Фонтана. К осени 1711 года он закончил строительство одного этажа палат: настлали полы, отштукатурили стены, поставили оконные переплеты.

В 1712 году Фонтана вернулся на родину в Швейцарию, а Меншиков, в 1712-1713 годах, будучи в Анбеке близ Гамбурга, нанял для себя мастера палатного и гипсового дела Иоганна Готфрида Шеделя.

Четырехэтажный (вместе с цокольным) под высокой, с переломом кровлей дворец поражал своей высотой. В то время в Петербурге не было столь грандиозного здания. Постройкой северных боковых двухэтажных флигелей и зданий со стороны сада дворец превратился в замкнутый четырехугольник с проездными воротами по трем сторонам.

Все части здания были оформлены одинаково, но самым пышным и значительным являлся центральный корпус. Его фасад поэтажно декорировали пилястрами разных ордеров. Центр увенчали балюстрадой с резными статуями из дерева, а на боковых ризалитах — фронтончики затейливой барочной формы и огромные золоченые княжеские короны.

Парадный вход во дворец оформлял портик из деревянных колонн над высоким двухмаршевым крыльцом, белокаменный портал двери с картушем — княжеским гербом. Над портиком по центру здания проходила деревянная галерея, с которой подъезжавших гостей встречали звуки музыки.

Возле самого крыльца дворца находилась большая деревянная, раскрашенная под кирпич пристань, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями.

Дворец производил впечатление здания, построенного на «европейский манер» или «в итальянском стиле». До 1721 года фасады дворца, в подражание итальянским палаццо, были окрашены в темно-серый цвет. Это единственный сохранившийся до нашего времени образец частного дома первой четверти XVIII века, совмещавший в себе функции административного здания — центра управления Прибалтийским краем.

Жил Меншиков широко и был сказочно богат, поэтому часто дворец служил местом торжественных приемов иностранных дипломатов, пиров в честь побед русских войск в Северной войне, празднований шумных свадеб, имевших не только семейное, но и политическое значение, знаменитых петровских ассамблей.

Известно, что Петр I, отличавшийся скромностью в быту и одежде, не раз, глядя на пиршества в доме своего любимца, с неподдельной гордостью говорил: «Вот как Данилыч веселится!» В «палатах» Меншикова были штофные и гобеленовые обои, большие венецианские зеркала в золоченых рамах, хрустальные люстры, инкрустированные золотом и серебром, стулья и диваны с княжескими гербами на высоких спинках, столы на золоченых ножках.

Внешний облик дворца Меншикова оставался неизменным до 40-х годов XVIII века, когда было решено высокую с переломами пожароопасную кровлю из-за ветхости разобрать и поставить новую двускатную. Это привело к изменению облика первоначальных фасадов, декорированных поэтажным ордером.

Были утрачены все «высотные доминанты: 2 фигурных фронтона, увенчанных массивными княжескими шапками, аттик между ними, увенчанный шестью статуями, и 12 ваз на пьедесталах, расположенных по углам крыш…». И. Э. Грабарь писал: «… Бросается в глаза полное изменение кровли, лишившее здание, быть может, наиболее острой его „петровщины»…

Бесследно исчезли и очаровательные вышки обоих боковых павильонов, увенчанные некогда княжескими коронами. Конечно, их сняли тогда, когда „бывший князь» сидел в Березове, и короны на его доме многим в Петербурге мозолили глаза… переделка кровли произошла довольно рано, именно при основании здесь Кадетского корпуса Минихом в 1732 году».

После опалы и ссылки Меншикова, в 1828 году деревянные скульптуры были разрублены и сожжены, а дворец передали Первому Кадетскому корпусу. При Екатерине II его начальником был граф Федор Евстрафьевич Ангальт. Он приказал, в назидание кадетам, а «отчасти и прохожим» покрыть наружные стены здания различными «изображениями из натуральной истории»: геометрическими, алгебраическими и арифметическими задачами и шарадами на французском и русском языках.

Из Кадетского корпуса вышли многие выдающиеся деятели русской культуры XVIII — первой половины XIX века: декабрист К. Ф. Рылеев, поэт и Драматург А. П. Сумароков, первый автор русского профессионального театра Ф. Г. Волков, выдающийся полководец XVIII века фельдмаршал П. А.

Румянцев-Задунайский, известный инженер-артиллерист П. И. Мелиссино. В течение всего XVIII века Кадетский корпус пользовался репутацией образцового учебного заведения, именовался «рыцарской Академией», «рассадником великих людей России», прославивших свою Родину не только на Полях сражений, но и заслуживших славу государственных деятелей, поэтов, Драматургов, актеров.

Большой интерес и ценность представляет архитектурное решение дворца, сформировавшееся в переходную пору развития русской архитектуры, в период рождения одного из красивейших городов мира — Петербурга.

20 февраля 1981 года после реставрационных работ в Меншиковском дворце открылся музей. Экспозиция, подготовленная коллективом Государственного Эрмитажа, частью которого стал Меншиковский дворец, отражает разные стороны культуры русского общества первой трети XVIII века, талант его создателей, труд замечательных реставраторов. Посетители музея знакомятся с особенностями архитектуры и убранства здания, его историей, с произведениями искусства и предметами быта того времени.

На аттике главного входа стояли деревянные позолоченные скульптуры, имеющие аллегорическое значение, которое хорошо знали современники. Предполагается, что в связи с теми или иными событиями или мероприятиями, проводившимися во дворце, который Петр I считал своей резиденцией, скульптуры меняли.

До нас дошла гравюра А. Ф. Зубова (1717) с изображением скульптур на аттике Меншиковского дворца. Мы не можем с достоверностью утверждать, но предположительно первый слева — с трезубцем и короной, увенчивающей голову, — Нептун (брат Зевса). Он считался покровителем Петра I в его справедливой войне за выход России к морям. Рядом с Нептуном Юстиция (Правосудие).

Начиная войну со Швецией, царь Петр обосновал ее необходимость и в глазах русского народа, и в глазах Западной Европы. Богиня Юстиция своим жестом как бы утверждает справедливость Северной войны.

Следующая фигура — бог-громовержец Зевс с перунами в руке. Скульптор К. Н. Бобков придал ему черты Петра Первого. Мы не знаем, как когда-то выглядела деревянная скульптура Зевса, но данное изображение кажется обоснованным. Ведь в начале XVIII столетия Зевс аллегорически олицетворял царя Петра Первого, разгромившего шведского короля Карла XII.

Рядом с Зевсом — женщина с ребенком на руках. Предполагается, что это Милосердие.

Еще продолжается Северная война, но уже ясно, что победа на стороне России. Скульптура как бы предвосхищает это событие. Невольно приходит на память надпись на скульптурной группе «Ништадский мир»: «Велик тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое свершить может». Именно так поступил Петр Великий с побежденной Швецией.

А возможно, это аллегорическое изображение молодой России с ребенком (кораблем) на руках. В одном из многочисленных писем (их сохранилось более ста), Екатерина сообщает мужу о его любимых корабликах, ставших частью духовной жизни Петра. «Поздравляю вас, батюшка мой, сынком (кораблем — А. К.) Ивана Михайловича, который ныне от болезни (пробоины — А. К.) своей, благодарит Бога, совсем уже выздоровел, и хотя к компании, так готов. — Каким образом оный сынок освобожден о всем о том будет вам известно от Брауна, а я вкратце доношу, как слышала, что учинена в нем самая скважина возле киля, и конечно от якоря». Известно, что сынком Петр называл каждый построенный и спущенный на воду корабль.

Следующая скульптура, возможно, Умеренность или Воздержание, наливающее влагу из сосуда с узким горлом в чашу: «… сосуд не весьма полно наливающее» (чтобы при всех обстоятельствах голова оставалась светлой и разумной). Умеренность является одной из главных добродетелей, в числе которых Справедливость, Мудрость, Храбрость.

В эпоху средневековья Умеренность означала отказ от спиртного, и поэтому ее изображали женщиной, переливающей жидкость из одного сосуда в другой, разбавлявшей вино водой. Часто ее изображали с кувшином и факелом, которые указывают на сексуальную умеренность: вода тушит огонь вожделения. Иногда — с часами, что символизировало размеренную жизнь, а иногда — с вложенным в ножны мечом (эфес перевязан шнурком).

А возможно, это Геба — богиня юности, дочь Зевса и Геры (Юноны). На Олимпе она разливала нектар пирующим богам.

В стихотворении К. Батюшкова («Гезиод и Омир — соперники», 1816- 1817), посвященном двум великим греческим поэтам Гомеру и Гесиоду, один певец говорит другому:

Твой глас подобится амброзии небесной,
Что Геба юная сапфирной чашей льет.

Завершает этот ряд Вакх (Дионис), греческий бог виноделия, виноградарства и растительности. Сын Зевса и Семелы, он обучил людей выращивать виноград и заниматься земледелием. Вакх изображался в виде обнаженного юноши с венком из листьев и гроздьев винограда, держащего тирс — жезл, увенчанный сосновой шишкой (древним символом плодородия) и иногда увитый священным для этого бога плющом. Говорили, что праздники (Дионисии) изобрел Орфей. Веселость во время празднеств доходила до невоздержанности. Не случайно за неистовое веселье Дионис получил прозвище Вакх шумный:

Какое счастье! Вакх веселый Густое здесь вино нам льет…

К. Батюшков, «Совет друзьям», 1806

Рассматривая всю эту скульптурную композицию, можно назвать ее «Пир богов». И действительно, Петр I (Зевс) окружен самыми близкими ему людьми. Возможно, они собрались здесь по поводу очередной победы.

Эти скульптуры, отлитые из бронзы, высотой 32 сантиметра, вскоре украсят музей и дополнят вводную часть экспозиции, посвященной строительству и реставрации дворца, а такие же, но двухметровые скульптуры займут свои места на аттике Меншиковского дворца, возможно, в 2006 году.

22 октября 2002 года перед горожанами предстал воссозданный исторический декор южного (парадного) фасада Меншиковского дворца.

Реставрация первого каменного здания Петербурга продолжается много лет. Высокая, с переломом кровля была возращена дворцу в 1980 году. Но тогда еще не пришло время для воссоздания декоративного убранства в виде корон и ваз на фасаде, выходящем на набережную Невы, являвшимися характерными приметами архитектуры петровского времени.

Над воссозданием корон и ваз трудился коллектив специалистов под руководством директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского при содействии фирмы «ФиниРемонтТэк» (директор Матти Айраксинен, представитель В. С. Хоришко). В установке корон на здании принимали участие альпинисты А. В. Ягунов и Н. Н. Козлов.

15 ноября 2002 года в западном курдонере дворца открыли бронзовый бюст хозяина дворца, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга Александра Данииловича Меншикова.

Идея установить памятник генерал-губернатору возникла несколько лет назад. Сотрудники Фонда памяти светлейшего князя обратились к известному петербургскому скульптору М. К. Аникушину. Художник предложил свою концепцию будущего монумента, но воплотить ее в жизнь, к сожалению, не успел.

Автором бюста Меншикова стала вдова художника — Мария Тимофеевна Литовченко-Аникушина. «Над памятником, — сказала она, — я работала 5 лет. У меня было много вариантов. Я выбрала тот, где есть не только внешнее сходство с Меншиковым, но и передано его настроение. А размышлял он тогда, уже будучи в ссылке, как мне кажется, над своими победами и жизнью».

На церемонии открытия памятника Фонд памяти светлейшего князя Меншикова наградил творческий коллектив памятной медалью за большой вклад в воссоздание исторической достоверности архитектурного облика фасада Меншиковского дворца.

http://s-pb.in/

Хронология

Это сегодня личная резиденция Меншикова выглядит красивым, вписывающимся в архитектурный ландшафт Васильевского острова зданием, хотя и ничем особо не приметным. Но, если отмотать историю на 300 лет назад… Свое «родовое гнездышко» светлейший князь начал строить в год, когда русские войска только-только взяли Выборг, война со Швецией была в самом разгаре, а сам царь только начал обживать свой маленький двухэтажный Летний дворец.

Петербург только-только начал возникать, как город, а чуть поодаль уже развернулось грандиозное строительсвто… На таком историческом фоне дворец Меньшикова был не просто сверхизлишеством, он был вызовом самодержавной вертикали власти. И тем не менее «Алексашка» — как его величал Петр, начал, и в короткие сроки построил самый большой и самый богатый дом в Санкт-Петербурге.

Каковы же были его истинные заслуги, что, считавший каждый камень, уложенный в болотистое основание своей столицы, царь, никак не отреагировал на такое сверхрасточительство? И еще один штрих к портрету: усадьба Меншикова начиналась от Большой Невы, и, пересекая весь Васильевский остров, упиралась в Малую Неву.

По площади это было больше, чем весь современный исторический центр от Исаакиевского собора до конца Эрмитажа! С другой стороны… это сегодня мы ходим там в туфлях и босоножках. 300 лет назад здесь было постоянно затапливаемое болото. Отвоевать у Невы землю не проще, чем у вооруженных до зубов шведов…

Дворец на Университетской набережной был построен для генерал-губернатора Меншикова, управлявшего Прибалтийским краем. Он уникален тем, что является самым большим сохранившимся жилым домом той эпохи. Начали строительство в 1710 году под руководством архитектора Фонтана. Работы велись так активно, что к 1711 году большая часть была готова. Но затем архитектор, сославшись на невыносимые условия жизни, покинул Россию, передав эстафету Шеделю.

Его работа очень понравилась князю и, впоследствии, тот доверил Шеделю строительство двух других своих резиденций – в Кронштадте и Ораниенбауме. Строили Меншиковский дворец, что называется, всем миром. Свою лепту внес чуть ли не каждый художник и керамист, а свой камень заложил чуть ли не каждый строитель, солдат, крестьянин и даже каторжник.

Благодаря их усилиям князь и его семья вселились в трехэтажное здание уже в 1714 году. На тот момент оно было самым высоким в Петербурге.

Историческая справка

Сосланный в Сибирь Меншиков (по дороге куда, умерла его жена), не «сломался», а своими руками срубил свой новый дом, а рядом построил церковь. На такое способен далеко не каждый. Может и прав был Петр, когда прощал верному помощнику мелкие личные шалости?

Кроме главного здания на территории построили также церковь Воскресения, двухэтажный дом секретаря генерал-губернатора и деревянный Посольский дворец, в котором проводили большие приемы. К середине 18 века церковь уже снесли и на ее месте построили манеж. В нем обучали верховой езде кадетов.

Позади разбили огород и сад, который тянулся вплоть до Малой Невы. В саду выкопали пруды и расположили скульптурные композиции. Фасад был довольно вычурно украшен скульптурами, пилястрами и фронтонами с позолоченными коронами. Над парадным входом поставили балкон-галерею, где помещался оркестр, приветствовавший гостей.

Первый этаж занимали мастерские и служебные помещения, а на втором жила семья. Дворец лишился своего хозяина после серии интриг и высылки князя в Тобольскую губернию. Дом стали использовать под склад, а в 1731 году он был отдан в распоряжение Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу. Для нужд кадетов дом перестроили, изменив фасад, и придав ему упрощенный, но более гармоничный вид.

Первый раз его чинили в конце 19 века, с тех пор иногда подлатывали, но капитально возродить взялись лишь в 1966 году. После реставрации, вернув первоначальный вид, особняк передали Государственному Эрмитажу, и в 1981 году в нем открыли Меньшиковский дворец-музей.

Адрес: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 15

Время работы:

  • Ежедневно с 10.30 до 18.00.
  • В воскресенье с 10.30 до 17.00.
  • Выходной — понедельник.
  • Касса закрывается на час раньше.

Цена билета для взрослых — 60 рублей. Групповые экскурсии организуются по предварительным заявкам.

Как добраться:

От метро Василеостровская по 6-й линии (пешеходная улица) дойти до набережной Большой Невы, повернуть налево и пройти до Румянцевского сада, за которым начинается дворец.

От стрелки Васильевского острова пойти по набережной большой Невы (Университетская набережная). Расстояние от Дворцового моста примерно 500 метров.

http://arina-tour.ru/

Что еще стоит знать?

Адрес: Университетская наб., 15

Архитекторы, годы постройки: 1710-1720-е

Дворец Меншикова находится на Васильевском острове, который Пётр I сразу после основания Петербурга подарил своему приближённому, генералу-фельдмаршалу, генералиссимусу, светлейшему князю, первому губернатору Петербурга Александру Даниловичу Меншикову. В 1704 году князь заложил здесь огород и сад. В глубине участка под руководством комиссара от строений У. А. Сенявина был построен деревянный дворец.

Историк К. В. Малиновский в книге «Санкт-Петербург XVIII века» пишет, что строительство деревянного дворца началось в июне 1704 года. В качестве доказательств он приводит документы, среди которых самый ранний — письмо И. Я. Яковлева Меншикову от 23 ноября 1705 года: «… у того дому строения многова числа ещё требует и вскоре, чаю, поспешить невозможно, а елико можем, будем чинить всякое в строении поспешительство» [Цит. по: 2, с. 49].

Другое письмо Яковлева Меншикову от 21 августа 1706 года свидетельствует о том, что тогда собирались приступать к отделке помещений: «При Санкт Петер Бурхе архитектурного дела мастер, которой у строения дому вашего сиятельства, что на Васильевском острову, подал нам роспись, что потребно ко украшению того дому купить на обивку по стенам шпалер, зеркол, стулов и протчих тому подобных вещей. И по той Государь росписи у города, что можно сыскать, то конечно государь покупкою управим» [Цит. по: 2, с. 49, 50]. Отделка была завершена только в октябре 1710 года.

При устройстве усадьбы первое время предпринимались мероприятия оборонительного характера. На отвоёванные земли продолжали претендовать шведы, поэтому Меншиков в октябре 1707 года писал У. А. Сенявину: «… изволте поспешить в строении моего дому на Васильевском острову, также ради надлежащие осторожности на том острову круг всего строения изволте зделать немедленно полисад с выводом, дабы оное строение оборонять было возможно, что чего не дай боже неприятел подбегом не учинил и не сжёг или иного какова учинить не мог» [Цит. по: 2, с. 52].

Описания современников характеризуют этот дворец как построенный «на итальянский манер». Это косвенно свидетельствует о том, что проект первого деревянного Меншиковского дворца составил Доменико Трезини, единственный в то время архитектор способный создать такое архитектурное произведение.

Двухэтажное здание имело форму буквы П, с высоким крыльцом ведущим на второй этаж. Парадным подъездом к Нему служил прокопанный от Невы канал с бассейном перед входом. В Посольском дворце устраивали официальные приёмы и торжества.

Первым крупным торжеством в Меншиковском дворце стала свадьба племянницы Петра I Анны Иоанновны и герцога Курляндского Фридриха Вильгельма, состоявшаяся 31 октября 1710 года. Это событие описал историк П. Н. Петров в своей книге «История Санкт-Петербурга»:

«… После венчания сели за накрытые столы в Меншиковом доме и, по обычаю того времени, занятому с Запада, на два больших стола шаферов поставлены были колоссальные пироги, из которых, по вскрытии, выскочили карлик и карлица.

Карлика Пётр I перенёс и поставил на стол к карлице, которая с ним и протанцевала менуэт вокруг тарелок для полной потехи гостей. Уже смеркалось, когда встали из обеда и Пётр I исчез, а затем, мгновенно, перед окнами блеснул зажжённый им на Неве транспарант, за ним — другой и третий…» [Цит. по: 3, с. 71]

За дворцом был разбит сад, устроен огород, вплоть до Малой Невы. В усадебном саде также устраивались ассамблеи. Устройством сада занимался личный садовник князя голландец Ян Эйк. По его плану здесь была проложена сетка дорожек, устроены фигурные боскеты и пруды, скульптурные композиции, лабиринты. В 1711 году в саду от Невы прорыли канал с круглым прудом у дворцового крыльца.

1-я четв. XVIII в

После победы в 1709 году русских войск под Полтавой уже ничто не мешало преобразования посада вокруг Петропавловской крепости в полноценный город. В 1710 году на самом берегу Невы (на будущей Университетской набережной), рядом с ещё недостроенным деревянным дворцом, приступили к строительству каменного Меншиковского дворца.

Строительством руководил архитектор Франческо Фонтана [2, с. 64]. Для выполнения строительных работ Меншиковым сюда были отправлены его крепостные из суздальских, ижорских и копорских селений, тамбовские плотники, костромские штукатуры, большое число наёмных рабочих. 1 октября 1711 года, когда был построен лишь первый этаж, здесь праздновали новоселье.

В 1712 году были построены боковые симметричные корпуса, обустроен центральный ризалит с крыльцом на северном фасаде. В этом же году здесь игрались свадьбы Я. Ф. Долгорукова, Б. П. Шереметева и других влиятельных лиц, не имевший к тому времени в Санкт-Петербурге собственных особняков.

Фонтана не окончил строительство, из-за тяжёлых условий жизни в новом городе уехал из России. В 1713 году для завершения строительства Меншиков нанял архитектора Иоганна Готфрида Шеделя.

Им при помощи дополнительных флигелей был устроен курдонер со стороны сада и Посольского дворца. Благодаря своей власти для работы над зданием Меншиковым привлекались архитекторы Д. Трезини, Б. К. Растрелли, Г. И. Маттарнови, Ж. Б. Леблон.

В феврале 1714 года Меншиков заселился в только что завершённое трёхэтажное здание (сейчас его центральный корпус). К тому времени дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Иностранец, посетивший Петербург в 1716-1717 годах так описал Меншиковский дворец:

«Он построен из кирпича, в 3 этажа, в итальянской манере, и покрыт большими железными листами, окрашенными в розовый цвет. Спереди и сзади имеются флигеля, внизу — подвал со сводами, и в прочем есть всё, что нужно для хорошего дома. Особенно много внутри дома покоев и все удобно и великолепно обставлены… В среднем этаже большой зал, в котором обычно проводятся большие празднества» [Цит. по: 2, с. 63].

В 1716-1720 годах дворец Меншикова был расширен на север, дворовое пространство стало заключено в каре.

В 1720-1721 годах параллельно набережной к основному зданию было пристроено западное крыло. Здесь были устроены «Наугольные палаты», где в большом зале заседала Военная коллегия. Её первым президентом был сам князь Меншиков. В 1727 году было начато строительство восточного крыла, однако перед ссылкой хозяина усадьбы успели возвести только фундаменты.

Дворец Меншикова в начале XVIII века стал самым заметным жилым домом в городе. Даже дворец Петра I тогда был всего одноэтажным. Меншиков же, любящий роскошь, не жалел средств на благоустройство.

Внутреннее убранство дворца чрезвычайно богато, внутри здания всё обустраивалось на современный европейский манер. Стены кабинетов облицовывались голландской керамической плиткой, в России тогда её не производили вообще. Получал её Меншиков от голландских купцов в виде подарков. Мебель привозилась из Италии и Франции.

Крыша дворца была двухярусной с переломами, раскрашена белыми и красными ромбами в шахматном порядке. Аттик со стороны Невы украшали шесть статуй (предположительно Зевса, Юноны, Меркурия, Марса, Нептуна и Венеры). Боковые ризалиты украшались княжескими коронами.

Второй этаж считался главным. Здесь находился Большой (Ассамблейный) зал. Первый этаж дворца предназначался для исполнения государственных обязанностей его владельца.

Здесь размещались большая палата для официальных мероприятий, приёмные помещения, кордегардия, комната для дежурных матросов и гребцов. Кроме того — парадная поварня, токарня, различные мастерские. В цокольном этаже находились погреба и жильё служащих князя.

1765-1773 гг

Пётр I использовал дворец для приёма послов, здесь в Ассамблейном зале проходили «петровские ассамблеи» на которых собиралось до 200 человек. Мужчины были обязаны приходить сюда без бород, в европейской одежде. В 1721 году здесь состоялся грандиозный маскарад по случаю Ништадтского мира.

После ссылки князя А. Д. Меншикова бывшая его резиденция использовалась как склад. По указу императрицы Анны Иоанновны от 29 июня 1731 года дворец перешёл привилегированному военному училищу — Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу (с 1800 года — Первый кадетский корпус).

В 1732 году по проекту М. Г. Земцова помещения во дворце были переоборудованы для нужд учебного заведения. В 1739 году шатровая крыша была заменена вальмовой, на боковых ризалитах возвели треугольные фронтоны. Со стороны Кадетской линии ко дворцу архитектором Джузеппе Трезини для нужд учебного заведения пристроили новое протяжённое здание. В 1743-1745 годах в Ассамблейном зале была устроена домовая церковь Воскресения Христова.

Место аттика занял полукруглый фронтон с символикой кадетского корпуса. С этого времени корпуса дворца, построенные до 1714 года, стали именоваться церковью Кадетского корпуса. Здесь же разместили квартиры церковнослужителей. В 1768 году церковный зал был перестроен, он стал двухсветным с овальными окнами-люкарнами.

Усадебный сад был также реорганизован. Множество деревьев и скульптур отсюда по желанию императрицы Елизаветы Петровны были перенесены в Летний сад. Освободившееся пространство отдали под сад Кадетов, который по праздничным и выходным дням был открыт для всех желающих.

Современный вид

На месте фундаментов восточного фасада в 1758-1760 годах построили новый флигель, фасады которого оформили по образу и подобию западного. Этими работами руководил И. Борхард. Часть флигеля со стороны Филологического переулка была предназначена для учебных классов и лазарета.

В соединительном корпусе был устроен рекреационный зал для свиданий и публичных собраний. После пожара 1773 года его восстановили по проекту, предположительно Ю. М. Фельтена. Зал стал двусветным, стал называться Елизаветинским. В 1776-1779 годах церковный зал был заново оформлен, на этот раз в классическом стиле.

По повелению Александра III в 1888 году в сохранивших со времён Меншикова отделку помещениях устроили музей Первого кадетского корпуса. Под руководством архитектора М. А. Иванова здесь проводилась реставрация, с 1895 года к ней привлекался архитектор А. А. Парланд.

В 1920-х годах в Меншиковском дворце размещалась Военно-политическая академия. Церковь и музей были закрыты в 1924 году. В 1937 году здание передали Военно-Транспортной академии (сейчас Военная академия тыла и транспорта). Несколько лет в некоторых помещениях работал 1-й Юридический институт. Во время блокады Ленинграда во дворце работал военный госпиталь.

В 1956 году дворец Меншикова сдали в аренду Ленинградскому государственному университету. Под руководством А. Э. Гессена были проведены архитектурно-археологические исследования. В 1965 году здание освободили занимающие его организации, в 1967 году оно стало принадлежать Государственному Эрмитажу. С 1976 по 1981 год дворец реставрировался. По предложению Гессена зданию был возвращён первоначальный облик.

Сделано это было в 1970-х годах институтом Ленжилпроект. Проект реставрации составили архитекторы В. К. Галочкин, Г. В. Михайлов, И. В. Бурковская и инженер К. А. Кочергин. Были воссозданы шатровая крыша с переломами, аттик, прямоугольные окна с мелкой расстекловкой. В 1981 году здесь открылся музей дворянского быта начала XVIII века — «Меншиковский дворец-музей», филиал Государственного Эрмитажа.

В 2002 году были восстановлены короны и вазы на фронтонах, в ноябре возле входа установили бюст А. Д. Меншикова работы скульптора М. Т. Литовченко-Аникушиной и архитектором О. А. Бруниной. Предполагается восстановление скульптур на аттике.

https://walkspb.ru

Дальше — интереснее!

Адрес: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15, 1—3 этаж Район Василеостровский
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org
Время работы: вт, чт, сб-вс: 10:30—18:00; ср, пт: 10:30—21:00
касса: вт, чт, сб, вс 10:30-17:00; ср, пт 10:30-20:00

Музей Дворец Меншикова является одним из излюбленных культурных пространств, на базе которого организовывается множество разноплановых событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Санкт-Петербурге.

Посещение музеев — тихий способ провести время, который по душе самым разным людям. Они подкупают своей особенной атмосферой и позволяют посетителям расширить кругозор.

Более подробную информацию вы можете получить по телефону 78123231112 или найти на сайте www.hermitagemuseum.org.

Музей Дворец Меншикова находится по адресу: р-н Василеостровский, Университетская набережная, 15, возле станции метро Василеостровская.

График работы: вт, чт, сб-вс: 10:30 — 18:00; ср, пт: 10:30 — 21:00; касса: вт, чт, сб, вс 10:30—17:00; ср, пт 10:30—20:00.

В этом же здании находится ресторан Наш Питер на метро Спортивная, ресторан Mein Herz во Дворце Меншикова.

https://spb.zoon.ru/

Дворец Меншикова The Menshikov Palace

Отзывы

Екатерина Я бы еще вернулась сюда. Те, кто приехали в город впервые, сначала пойдут в другие музеи и дворцы. Но в один из последующих приездов сюда обязательно стоит прийти. Как минимум музей интересен тем, что само здание уцелело и сохранилось. Сохранены и четыре комнаты, отделанные голландской фаянсовой плиткой. Настоятельно рекомендую взять экскурсию: плата небольшая, а сотрудники очень профессиональны и доброжелательны.

Мне вообще очень повезло: в то время экскурсии, на которое я пришла, больше желающих не было, и экскурсию провели для меня одной, за что я очень признательна. По окончании экскурсии можно продолжить осмотр самостоятельно, такая возможность есть далеко не во всех музеях. К сожалению, я не располагала достаточным временем для неспешной прогулки, поэтому, пожалуй, вернулась бы снова.

Ирина Слава уже не та… Меншиковский дворец- это первое каменное здание Петербурга, когда- то центр сосредоточения всей культурной, политической жизни молодого города на Неве. В настоящий момент — один из филиалов Эрмитажа.

Непременно стоит его посетить и познакомиться с эпохой того времени. На мой взгляд, это один из аутентичных дворцов Петербурга, который сохранил свои «изюминки» до настоящего времени.

Первый этаж знакомит нас со служебными помещениями, где представлены:кухня, кабинеты секретарей, личный кабинет Меншикова и др, на верхнем этаже — жилые покои, парадные залы и предметы интерьера. Нигде больше в Петербурге вы не увидите комнаты во дворцах, которые были полностью оформлены и украшены голландской плиткой. Это прекрасные художественные изразцы, которые до настоящего времени вызывают восхищение.

Для того, чтобы лучше познакомиться с историей,больше узнать об эпохе Петра и о дворцовых интерьерах, советую взять экскурсию. Одним из положительных моментов для посетителей, можно назвать то, что в этом дворце всегда относительно малолюдно и тихо.

Маргарита Великолепно! Посещали в августе 2017. Красиво, интересно и очень познавательно. Экскурсию не брали, а жаль. Но, что удивительно, смотрители сами нам рассказывали интересные факты про те комнаты по которым мы проходили и дворец в целом. Плюсом еще немного подслушали экскурсовода с группой.

Посетителей было мало по-сравнению с основным зданием Эрмитажа. Музей входит в общий комплекс Эрмитажа и поэтому тут можно купить Общий билет и на его посещение на текущий день и не стоять в гигантской очереди в основном здании Эрмитажа.

Валерия Новогоднее настроение. Были в Меншиковском дворце 31 декабря. Очень повезло с экскурсоводом: рассказывала всё живо, красочно, по-молодежному. Экскурсия пролетела незаметно, особенно для моего 10летнего сына, который терпеть не может ходить по экскурсиям.

Видимо не всем дано так преподносить информацию, приводя интересные факты из жизни владельцев особняка, которые не прочитаешь в учебниках по истории. Сам дворец небольшой, но любопытный. Очень понравилась коллекция голландской плитки, ореховый кабинет, большой зал, кабинет с живописью. Вся мебель (шкафы, комоды, столы) украшены резьбой, разными замысловатыми фигурами. Во многих помещениях стены покрыты шпалерами (старинный вид гобеленов).

Конечно, же, я советую его к посещению. Именно в этом дворце наиболее остро ощущается эпоха Петра Великого, это настоящий образец раннего петровского барокко и настоящий памятник его времени.

Бэттик Очень приятный музей, но персоналу нужно быть более дружелюбным. Посетила музей в ноябре. Ранним холодным утром под ноябрьским дождем и ветром через 10 минут после того, как музей должен был бы открыться, наконец-то соизволили открыть двери. Даже не подумали просто пустить внутрь стоящих под дождем людей. Мама-пенсионерка, которой 75 лет, забыла удостоверение. Билет продали только за полную стоимость.

Несмотря на бездушность персонала, музей понравился. Очень приятная, спокойная обстановка, прекрасные виды из окон. Достойное посещения место, однозначно.

Карина Неплохое место для получения интересных знаний о жизни Меншинкова. Входной билет стоит 300 рублей. Я взяла обзорную экскурсию за 150 рублей. Экскурсию провела замечательный экскурсовод с приятной и красивой речью, слушать было одно удовольствие(28.09. в 11:00). И один час экскурсии пролетел незаметно.

Хотя я любитель посещать музеи без экскурсии, но в Меншиковском дворце всё-таки лучше заплатить и взять экскурсионное обслуживание. В музее очень холодно, нужно одеваться теплее. По входному билету можно посмотреть и рассмотреть всё еще раз после экскурсии, выгонять никто не будет, как в некоторых музеях. Смотрительницы, да и вообще весь персонал очень вежливы.

Я в полной мере насладилась историей дворца, потратив примерно 1,5 часа на всё. Можно посетить ресторан русской кухни, который находится в здании дворца (по входному билету 15% скидка). Есть сувенирный киоск, где сувениры на любой вкус и кошелек. Пенсионерам вход бесплатный.

https://www.tripadvisor.ru/

Подведем итоги

Дворец Меншикова является филиалом знаменитого на весь мир Эрмитажа. Дворец был построен по заказу светлейшего князя Александра Даниловича, первого губернатора Санкт-Петербурга. В самой усадьбе прошли обряды венчания царевича Алексей и Анна Иоанновны. На данный момент сохранился, к сожалению, только дворец, реставрация которого началась еще в начале прошлого века и продолжается до сих пор.

Само здание построено в стиле петровского барокко. Интерьер и многие предмета быта того времени сохранились в отличном состоянии. Все экспозиции выдержаны в духе того времени. Экскурсоводы опытные и рассказы их очень интересны и познавательны.

Еще несколько мнений

  1. Интересное место! Попадаешь в атмосферу реального дома, а не дворца. Почему-то больше всего запомнилась кухня, где готовилась вся пища, очень интересные экспонаты. Да и сами залы-комнаты, конечно, очень красивые. Еще очень здорово то, что нет толпы туристов, ходишь себе и наслаждаешься!
  2. настроение передают вежливые работники музея и экскурсоводы! предметы быта прошедшей эпохи особенно впечатлили! Экспонатов просто море! Музей по своему не повторим! Стоит посетить всем!
  3. Когда приходишь в Меньшиковский дворец, кажется, что попадаешь в то далекое время начала строительства Петербурга, все интерьеры, предметы быта рассказывают о том времени.Прекрасное экскурсионное обслуживание, приветливые работники музея , хорошо отреставрированное здание, наличие большого количества экспонатов — все это притягивает посетителей, и они остаются довольны посещением музея.
  4. Первое каменное здание в Петербурге. Музей особенно интересен сохранившимися интерьерами и предметами быта. Это позволяет не только воссоздать обстановку в своем воображении, но и почувствовать атмосферу того времени.
  5. Очень нравится этот музей.. И после посещения остаётся ощущение даже не музея, а жилого уютного дома.. чем музей-дворец и являлся раньше… Потрясающей красоты интерьеры. Огромное впечатление произвела кухня!!!
  6. Очень люблю этот дворец! Он всегда такой тихий, спокойный. Нет таких толп туристов, как в других известных местах Петербурга. Люблю походить по комнатам дворца, полюбоваться на прекрасные интерьеры. Очень много весгда узнаю об истории Петербурга. Только летом 2010 года очень расстроило. что главный танцевальный зал изменился — выствили экспонаты современной скульптуры, и сразу испортился тот дух, который был там раньше. Надеюсь, что руководство уберёт это!

https://www.yell.ru/

Дорогие друзья, если вы собираетесь в путешествие в России или в отпуск, то для вас будет полезной статья о том, как можно вернуть часть денег (до 5-10%!), потраченных на билеты (ж/д, автобусные и авиабилеты), а также бронирование гостиниц, с помощью кешбек-сервисов. Если интересно - кликайте сюда, читайте, регистрируйтесь и начинайте возвращать свои деньги!
Поделиться статьей с друзьями
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *