10 самых важных вещей про театр оперы и балета в Новосибе!

Здравствуйте, дорогие читатели! Вы знаете, какой я театрал и просто не могу не рассказать вам о еще одном месте, в котором я недавно побывала на спектакле «Ромео и Джульетта» — театр оперы и балета в Новосибирске.

Сам театр представляет собой уникальный и сложный архитектурный комплекс, сооруженный в 30-е годы прошлого века.

Здание является объектом культурного наследия России. Расположен он на центральной площади Новосибирска и состоит из шести корпусов.

Музыкальный коллектив театра — один из лучших в стране, признан на многочисленных фестивалях и является гордостью всего региона.

Мой подробный рассказ о театре читайте в статье, обязательно оставляйте комментарии, лайки и репосты!

Контактная информация театра

РЕЖИМ РАБОТЫ Кассы ежедневно с 10:00 до 21:00
БИЛЕТЫ От 400 до 2000 рублей в зависимости от спектакля
ТЕЛЕФОН (КАССЫ) +7 (383) 227-15-37
ТЕЛЕФОН (ОТДЕЛ ПРОДАЖ) +7 (383) 222-04-01
САЙТ НОВОСИБИРСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТАhttp://www.opera-novosibirsk.ru
EMAIL office@novat.nsk.ru
АДРЕС НОВОСИБИРСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА Красный проспект, 36

Новосибирский театр оперы и балета, основанный в 1928 году, — выдающийся музыкальный театр и один из самых значимых в России. Расположен рядом с мэрией Новосибирска, Краеведческим музеем и Первомайским сквером.

Здание театра — является символом Новосибирска и крупнейшим театральным зданием в стране. С 1960 года — памятник архитектуры.

Большой зал рассчитан на 1774 места. Общая площадь составляет более 40 тыс. кв. м. Интересно, что театр называют «Сибирским Колизеем» — за впечатляющие масштабы. Под его куполом легко поместится целиком Большой театр Москвы. Реконструкция, законченная в 2006 году, послужила толчком к новому этапу развития театра, поскольку он получил самое современное оборудование.

Строительство театра стартовало в 1931 году и было завершено к концу 1940-го. На период войны в помещениях театра хранились экспонаты, вывезенные из различных советских музеев, в том числе главных — Эрмитажа, Третьяковской галереи. Повторное открытие театра в мирное время состоялось практически сразу — 12 мая 1945 года, тогда на сцене поставили оперу Глинки «Иван Сусанин». Последняя реконструкция проведена в 2015 году.

Репертуар включает классические балеты, оперы и детские спектакли. Балеты: «Золушка», «Жизель», «Лебединое озеро», «Половецкие пляски», «Спящая красавица», «Баядерка», «Щелкунчик» и др. Оперы: «Евгений Онегин», «Кармен», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Макбет», «Иоланта», «Князь Игорь», «Тоска» и др.

В 2015 году вместо Бориса Мездрича директором Новосибирского театра оперы стал предприниматель Владимир Кехман.

Театр проводит образовательную программу «Открытый НОВАТ», связанную с внедрением новых форматов. К примеру, музыканты играют прямо в партере, а оперные представления сопровождаются историческими комментариями. Программа рассчитана прежде всего на студентов.

Как добраться?

Театр находится в центре города, и пройти мимо него невозможно. Самый простой способ добраться — метро (станция «Площадь Ленина»). Кроме того, поблизости — остановки различных маршрутов общественного транспорта.

Билеты можно приобрести как на официальном сайте, так и в кассах (непосредственно в фойе, а также в билетных киосках на станциях метро «Красный проспект» и «Студенческая»).

https://www.tourister.ru/

История возникновения

«Новосибирский государственный академический театр оперы и балета построен как Дом Науки и Культуры (ДНиК) по новой технологической схеме синтетического театра  планетарно-панорамного типа художника М.И.  Курилко и архитектора Т.Я. Бардта (авторское свидетельство N« 26426 по заявке от 15 мая 1930 г.) по проекту архитектора Л.З. Гринберга.

Железобетонные конструкции купола разработаны профессором П.Л. Пастернаком при участии инженера-расчетчика Б.Ф. Матэри, основания и фундаменты — при консультации профессоров В.К. Дмоховского и А.Д. Крячкова.

Здание реконструировано под театр оперы и балета во 2-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета по проекту архитекторов А.Б. Куровского, B.C. Биркенберга и Б.А. Гордеева по технологическому варианту архитектора Г.М. Данкмана, инженерные расчеты конструкций зданий выполнены инженером Л.М. Гохманом.

Строительство осуществлено под архитектурно-техническим руководством инженера С.А. Полыгалина и архитекторов Б.А. Гордеева, Н.И. Болотина и Б.И. Дмитриева. Монументально-декоративные работы выполнены художниками А.А. Бертиком, А.Н. Фокиным, A.M. Ивановым и И.И. Яниным при участии художников О.А. Шеремитинской, П.Г. Якубовского, П.Ивакина, В.Огородникова и М.Л. Кременского, скульпторами В.Ф. Штейн и К.И. Крюнталем при участии В.А. Ковшова.

Начало строительства — 22 мая 1931 года, открытие театра — 12 мая 1945 года.

Здание театра является памятником архитектуры и охраняется государством».(Здание признано памятником архитектуры федерального значения — Пост. СМ РСФСР От 04.12.74 №624)

Энтузиазм и желание новосибирцев видеть свой город центром индустрии, науки и культуры нашли яркое воплощение в строительстве «большого театра Сибири», идея сооружения которого возникла ещё в 1925 г.

Ввиду ограниченности средств первоначальные предложения архитекторов по театру сводились к пожеланию пристроить к зданию Сибгосоперы (бывшему Коммерческому клубу) зрительный зал со стороны сада. Но общественность Новосибирска смотрела гораздо шире на проблемы развития театральной жизни города. Говорили уже об отдельном театре оперы, драматическом театре и будущей сибирской консерватории. Новому театру отводили место в центре города, на бывшей Ярмарочной площади.

Зародившаяся идея постройки театра через некоторое время приобрела «сибирский» размах. Уже в 1929 г, было решено, что театр будет входить в комплекс Дома Науки и Культуры (ДНК), состоящий из нескольких зданий, «объединённых единством архитектурного замысла».

В комплекс ДНК, помимо театра, должны были войти научно-исследовательский институт с лабораториями и конференц-залами, краевой музей производительных сил Сибири с научными кабинетами и картинная галерея. Зал театра вместимостью в 2100 человек должен был одновременно служить местом работы краевых конференций и съездов. Общий объём зданий ДНК должен был составить 150 тыс. м3.

Программа на проектирование была составлена особым комитетом содействия под председательством В.Д. Вегмана — старого большевика, партработника и журналиста. Созданию в Новосибирске Дома Науки и Культуры придавали краевое значение. ДНК должен был, как писали газеты того времени, всем объёмом своей работы «помогать рабочим районам края и в особенности Кузбассу в развёртывании и улучшении постановки всей культурно-массовой и научно-популяризаторской работы».

К обсуждению проекта ДНК комитет содействия привлёк горняков Кузбасса, рабочих «Кузнецкстроя» и «Сибкомбайна». Кроме того, комитет развернул работу по созданию актива будущего Дома Науки и Культуры, а также по сбору средств на строительство. Организация актива должна была «преследовать развёртывание массовой работы в рабочих районах путём постановки докладов и лекций на политические и научно-популярные темы».

Сам театр в составе ДНК понимался как «наиболее доступное орудие пропаганды идей социализма, идей социалистического строительства». Считалось, что «современный театр является буржуазным наследием со всеми признаками буржуазного характера, является театром интимного характера, со свойственным для него делением зрительных мест по их удобству: ложи, партер, балконы, галереи… Современный театр негоден для массовых постановок и не рассчитан на массового зрителя…»

Начались поиски проекта театра, который «должен был быть свободным от влияния старых форм зодчества», но не должен был быть «каменным ящиком». В. Вегман видел театр «в два яруса», другие члены комиссии требовали амфитеатра «как более демократического приёма».

Возникло предложение поручить составление проекта известным московским архитекторам братьям Весниным или объявить всесоюзный конкурс на проект театра. В конце 1929 г. московский архитектор А.3. Гринберг предложил эскизный проект ДНК с театральным залом на 2800 человек, концертным залом на 1135 человек, библиотекой на 400 тыс. томов, радиостудией, радиоцентром, картинной галереей, музеем и рядом научно-исследовательских институтов. В проекте А.3. Гринберга, полностью отвечавшем программе инициативного комитета, был разработан целый ансамбль из нескольких зданий для размещения всех учреждений.

В 1930 г. были получены 5 проектов из Ростова-на-Дону из числа премированных на конкурсе проектов театра для Ростова. Особенный интерес вызвали проекты В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и Г.Б. и М.Г. Бархиных.

Тем не менее скоро (в августе 1930 г.) было окончательно решено строить «совершенно новый» театр по системе «тео-масс», предложенный художником-конструктором Большого театра СССР профессором М.И. Курилко и архитектором Т.Я. Бардтом. (Новаторство предлагаемой системы театра подтверждено авторским свидетельством ЦБРИЗа № 26426 на театральное здание, выданным М.И. Курилко по заявке от 15 мая 1930 г.)

М.И. Курилко сделал доклады о театре в краевом Комитете содействия постройке ДНК при Запсибкрайисполкоме (действовал с 17 декабря 1929 г. на основании положения, утверждённого президиумом Сибкрайисполкома), в горсовете, в клубе Строителей.

Предлагаемый театр должен был удовлетворять следующим условиям: «зритель должен быть окружён товарищами, может их всех видеть и переживать видимое вместе с ними». Зрительный зал должен представлять собой только амфитеатр (по типу античных театров Греции и Рима), без партера, лож и т. п.

Он должен иметь «общность с площадкой для действия», без традиционной портальной рампы или тому подобных устройств, потому что зритель должен находиться среди «оформления или действия». Все зрительные места должны быть «равные по качеству оптики и акустики». Сцена театра должна иметь свободный доступ для зрителя, а также для «массовых действий». Театр должен быть «театром техники и реальной обстановки — воздух, вода, автомобиль, трактор и пр.».

Вместе с тем, театр предполагался в проекте и как некий синтез техники и искусства. Были предложены все новейшие электромеханические усовершенствования, известные в то время. Действие могло происходить без антрактов. Это обеспечивалось конвейерной и револьверной зарядкой транспортирующих установок для сценического оборудования.

М.И. Курилко предлагал синтетический «сверхмеханизированный» театр планетарного типа, обращаемый по желанию в цирк, для чего партер зрительного зала мог перемещаться на сцену, а на месте партера оставалась цирковая арена, которая в свою очередь могла быть трансформирована в бассейн для водных пантомим.

Имелась также и глубинная колосниковая сцена, организованная по кольцу и объединённая с круглым зрительным залом большим порталом. По периметру круглого зрительного зала должно было вращаться кольцо просцениума, уходящее под ряды амфитеатра и выходящее из него перед передними рядами партера.

На акустическо-оптической поверхности, подвешенной к куполу зрительного зала, как на экране, предполагалось с помощью кинопроектора Минервина проецировать киноленты в дополнение к сценическому действию. Аппарат Минервина давал проекцию на 360° с новым видом зрелища — движение вперёд, назад, движение, идущее мимо зрителя.

Театр представлялся весьма сложным сооружением как в архитектурно-строительном отношении, так и с точки зрения задуманной его механизации. Аппаратуры, которой должен был быть оснащён театр, ещё не существовало, и её нужно было конструировать.

Однако никакие сложности строительства не могли поколебать решимость сибиряков иметь такой театр. В группу проектировщиков вошел А.3. Гринберг, который и осуществил архитектурно-строительную часть проекта по эскизам М. Курилко и Т. Бардта. По этому проекту зал театра имел около трёх тысяч мест и на сцене размещалась тысяча мест. Освещение зрительного зала предполагалось сделать отражающимся от купола, без плафонов, люстр, бра и т.п.

Помещение под амфитеатром использовалось под устройство двух рядов движущихся круговых платформ (фурок). Поэтому перед зрителем могли появляться «с улицы» автомобили или экипажи, проходящие со «своей» скоростью или, при помощи самих фурок, с той же скоростью идущих назад. Сцена театра представляла собой поворотный круг радиусом в 12 м и также заряжалась при помощи фурок. Здание было огромным: объём его составлял 220 тыс. м3, высота в высшей точке достигала 40 м.

Сложные монолитные железобетонные конструкции здания, его купол диаметром в 55 м поручили разрабатывать московскому институту Гипрооргстрой, где группу инженеров-конструкторов возглавил профессор П.Л. Пастернак. В группу вошли профессор В.К. Дмоховский (расчёт фундаментов) и инженер Б.Ф. Матери. П.Л. Пастернак разработал для театра оригинальную конструкцию монолитного железобетонного гладкого купола, свободно лежащего на опорном железобетонном кольце, опирающемся на стоящие по кругу колонны.

28 августа 1930 г. был отведён участок для строительства театра на центральной площади города с условием обратить главный фасад театра на Красный проспект. Возведение театра было начато 22 мая 1931 г. на основании постановления Высшего технического совета Наркомпроса РСФСР, утвердившего эскизный проект с заявленной стоимостью строительства в 5-6 млн. рублей.

За 3 года были возведены каркас и стены всего сооружения, основные перекрытия и купол над зрительным залом, частично выполнены работы по устройству крыш. Но в ходе проектирования и строительства возникла необходимость в разрешении сложнейших проблем акустики и оптики в театре и одновременно выявилась большая стоимость здания и его оборудования, превышающая 20 млн. рублей.

С 1935 г. стали изыскивать пути снижения стоимости строительства и пришли к решению строить театр обычного типа, с выделением левого крыла сцены для радиостудии, а верхних этажей над вестибюлем под музей или картинную галерею.

Одновременно с инженерно-технической и технологической реконструкцией театра начинаются поиски и новой архитектурной выразительности здания (пока внешней). Проект А.3. Гринберга был характерным для архитектуры конструктивизма конца 20-х годов. Несколько механическим было сопоставление чётко выявленных объёмов вестибюльной части, зрительного зала и сценической коробки по продольной оси композиции.

В целом всё же господствовал хорошо выделенный объём зрительной части, перекрытый большим куполом. Никаких декоративных элементов, только гладкие плоскости стен, ленточные окна и балконы, большие стёкла в лестничных клетках, лёгкие портики-козырьки над входами, обнажённая и ясная структура конструкции.

Но такая архитектура уже не могла быть созвучной с новыми понятиями архитектурной эстетики, нарождающимися с начала 30-х годов. Призыв к эстетическому богатству архитектуры не увязывался с геометризмом и конструктивным структурализмом проекта А.3. Гринберга. Последующее декоративное обогащение архитектуры театра обернулось эклектическим заимствованием или прямым копированием декоративных форм классицистической или античной архитектуры.

Конкурсные проекты Дома Культуры и Науки. Участие архитектора А.Д.Крячкова.

В 1933 году перед комитетом содействия строительству Дома Культуры и Науки в Новосибирске встала проблема стилевого изменения его архитектуры из-за изменения концепций советского зодчества, вернее, «возобладавшей классицистической системы мышления в архитектуре» (К этому времени ДКиН был уже возведен во всех своих строительных объемах.) 13 января 1933 года было созвано совещание при заместителе председателя Крайисполкома по вопросу нового архитектурного «оформления» здания ДКиН.

Комитет содействия строительству участвовал в этом совещании с группой новосибирских архитекторов и инженеров, которые подвергли резкой критике архитектуру ДКиН, требуя изменения как его планировочной структуры, так и внешней стилизации архитектуры.

От архитектурной секции Комсода рецензентом выступил профессор А. Д. Крячков, приехавший из Томска на совещание. Андрей Дмитриевич считал большой ошибкой, что проект ДКиНа создавался «не путем» конкурса, как это было при проектировании синтетического театра на 3000 зрителей для Харькова или театра на 3000 зрителей для Свердловска.

При этом он отметил, что проект был «поручен большому архитектору… и по внешней оформленной перспективе это видно для всех». А. Д. Крячков выразил сомнение в целесообразности размещения здания ДКиН в центре города: «…будущая пятилетка создаст такое движение в Новосибирске, что мы вечером, желая отдохнуть, окажемся почти без чистого воздуха, так как здесь будет движение автомобилей и т. д. Берега красавицы Оби в этом отношении получились забытыми».

Он отметил недостатки планировки здания, считая, что трудно будет «добиться механического оборудования сцены… Уже известно, что ни один завод не берется изготовлять механическое оборудование, это для них нерентабельно». Андрей Дмитриевич предложил «до получения механического оборудования» не ограждать стенами коридор фурок, а «превратить его в фойе во втором этаже».

Так впервые была высказана мысль о возможности превращения коридора фурок в фойе второго этажа театра. Это предложение в будущей реконструкции здания ДКиН под театр с обычной традиционной театрально-сценической технологией в 1935 году было принято и осуществлено в натуре.

В настоящее время главное полукольцевое фойе театра на втором этаже, где когда-то должны были быть подмостки сцены в виде подвижного кольца (фурок), проходящее в огражденном туннеле, ничем не напоминает техническое темное помещение, а является основным узлом распределения потоков зрителей, проходящих в зрительный зал.

Характеризуя в проекте А. 3. Гринберга главный фасад здания, выходящий на площадь, А. Д. Крячков назвал «заслонкой перед торжественным куполом» переднюю стену вестибюльной части. У него «вызывала сомнение» плоская крыша «в нашем северном климате, на фоне северных печальных снегов, эта южная композиция».

Андрей Дмитриевич высказал црямо-таки прозорливую мысль, что зал и буфет (зал-фойе в первоначальном проекте) в будущем будут использоваться как «зал концертов, зал репетиций», это «будет рабочее помещение этого театра». Однако, отметил А. Д. Крячков, сегодня мы говорим о «внешнем оформлении», и, надо сказать, что «внешнее оформление—последний этап функции плана.

Фасады эти сделаны первоклассным мастером», «но купол не очень убедительно посажен на горизонтали… мне не очень нравится силуэт чередования этих линий… Акустика не благополучна в проекте. Это дают знать простые расчеты, которые указывают на преувеличенную кубатуру зрительного зала в 3 раза».

Возвращаясь к «наружному оформлению», Андрей Дмитриевич заключил: «Фасады, несмотря на то, что они в принципе классические, симметричны, до известной степени гармоничны, но… они являются отрицанием скульптуры и, если здесь применять скульптуру, то только при серьезном изменении архитектурных форм».

А. Д. Крячков по существу предложил провести конкурс на «внешнее оформление» ДКиН, сказав: «Я думаю, что надо предоставить свободу местным силам и, может быть, внести ряд предложений по поводу внешней обработки и внутренней отделки помещений театра».

5 июня 1933 года был объявлен конкурс на «архитектурное оформление фасада ДКиН» по программе, составленной «на основании идейной установки», данной Т. Я. Бардтом и М. И. Курилко, первоначальных авторов театра, наряду с А. 3. Гринбергом.

В преамбуле условий конкурса провозглашалось, что «идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи».

Требовалось учесть, что это «театр преимущественно историко-героического репертуара… и эта героика, насыщенность пафосом прошлых боев и будущих окончательных побед и завершения стройки социализма должны быть отражены мощностью и мажорностью… Здание из аскетического я бедного по своей обработке (в вариантах арх. Гринберга) должно превратиться в центр архитектурного внимания в Новосибирске».

Конкурс был объявлен «двухстепенным» для углублённой разработки проблемы его новой архитектуры. В конкурсе участвовали архитекторы Новосибирска и Томска, из Москвы поступил проект архитекторов Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева.

Участвовал в конкурсе и автор первоначального проекта здания ДКиН (театра) А. 3. Гринберг. А. Д. Крячков под девизом «Зеленый круг» представил эскизный проект на первый тур конкурса. В своем проекте он воспроизводил формы ордерной архитектуры, но в крайне схематизированном виде, однако с более четким выявлением каркасной конструктивной системы сооружения, его структуры.

С профессиональной уверенностью он выявляет единство архитектурных форм и масштаба здания в колоннаде глубокого шестиколонного (двухрядного) портика, увенчанного антаблементом и аттиковым этажом, с барельефами на нем со стороны портика и протяженными ленточными окнами по боковым фасадам вестибюльной части здания.

Далее колоннада развивается по боковым фасадам вестибюльной части фасада театра и в виде пилястрового ряда того же размера переходит на подкупольную часть сооружения, что монументализировало архитектуру сооружения, придавало ей композиционную целостность.

В концепции архитектурного решения автора явно просматривалась ориентация на антично-римскую архитектуру, на что указывает еще и изображение на переднем плане в эскизном проекте триумфальной колонны антично-римского образца. Основание купола в проекте получает рельефную (в кессонах) обработку, что более органично «связывает» его со всей композицией сооружения. Проект А. Д. Крячкова в целом представлял одно из интересных архитектурных решений по внешней реконструкции театра.

Жюри присудило проекту А. Д. Крячкова третью премию (первую получил проект Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева). В дальнейшем проектировании здания ДКиН, которое уже трансформировалось в здание театра традиционной сценической технологии, были приняты некоторые предложения из проекта А. Д. Крячкова.

Например, превращение коридоров фурок и главное фойе; применение ордера во внешней архитектурной композиции здания, который охватил вестибюльную часть и объем зрительного зала, придав зданию иную монументальность и некоторую целостность внешнего вида. Проект реконструкции здания театра оперы и балета в Новосибирске затем разрабатывался в Москве архитектором Б. А. Гордеевым и В. С. Биркенбергом, по которому и было завершено строительство.

После двух конкурсов на «архитектурное оформление» театра (июль и ноябрь 1933 г.) в основу декоративного обогащения архитектуры театра был принят вариант архитектора Б.А. Гордеева. В 1934 г. Б.А. Гордеев уехал в Москву, где работал во 2-й мастерской Моссовета под руководством архитектора В.С. Биркенберга над окончательным проектом театра. Много труда в разработку отдельных элементов здания во время его завершения вложили новосибирские архитекторы — Н.И. Болотин, Б.Д. Дмитриев и др.

Технический проект реконструкции театра был утверждён в 1936 г. Зал его имел 2200 мест при общей кубатуре в 216 тыс. м3. Этот проект был завершён во 2-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета, руководимой А.В. Щусевым.

По проекту реконструкции к железобетонному своду-оболочке был подвешен на металлических тросах лёгкий деревянный щит-потолок, нарощены колонны наружного кольца лестниц амфитеатра и прежней круглой форме зала было придано подковообразное очертание.

Коридор фурок под амфитеатром превратился в фойе, а наружные кольца-кулуары отдавались под административно-хозяйственные помещения, буфеты, классы. За счёт освободившихся помещений, ранее предназначенных для сложной механизации театра, устраивались студии радиоцентра. В объёме бывшего «бассейна» расположился зал репетиций.

На всём внешнем и внутреннем оформлении театра лежит «печать» архитектуры 2-й мастерской Моссовета, архитектуры, уже апробированной на столичных зданиях гостиницы «Москва» и жилого дома на Калужской улице и других работах.

Квалифицированная в то время как «неоренессансная», эклектическая, архитектура театра была на самом деле далека от этого стиля. Она ближе по духу и формам к симбиозу антично-римского и барочного плана. Некоторая тяжеловесность, преобладание массы и пластики в его декоративном оформлении создают впечатление замкнутости. Остались не осуществленными пандусы на флангах зрительной части театра, а на входном портике так и не были установлены 16 скульптур, венчающих каждую его колонну.

Здание театра строилось в течение всех 30-х годов, иллюстрируя и даже в определённой степени знаменуя собой процесс изменения направленности архитектурного творчества в целом. Несмотря на сложность внешней декоративной оболочки сооружения, здание театра в силу его масштаба и профессионализма архитектуры является одним из ведущих и лучших в Новосибирске.

Архитектурная культура и высокие инженерные достоинства здания сделали его известным в стране. Знаменит купол его (гладкая оболочка вращения) диаметром 55,5 м, имеющий толщину в среднем всего лишь 8 см. Купол с опорным кольцом у своего основания лежит свободно на круговой балке, которая в свою очередь покоится на опорах и связывает между собой внутренние железобетонные стойки радиально расположенных рам кулуаров, окружающих зрительный зал театра.

Между опорным кольцом купола и круговой балкой проложено два слоя оцинкованной стали, смазанной тавотом. Но, к сожалению, красоту самой конструкции увидеть нельзя — она скрыта с внешней стороны металлической «фигурной» кровлей, уложенной по деревянным стропильным конструкциям и обрешётке; внутри устроен (исходя из условий акустики) подвесной плоский потолок с декоративной живописью по холсту, выполненной новосибирскими художниками И.И. Яниным, А.Н. Фокиным, А.М. Ивановым, Н.Г. Якубовским, А.А. Бертиком, О.А. Шереметинской. Лепные работы и скульптуру в театре выполнила скульптор и археолог В.Ф. Штейн.

Художник Е.Е. Лансере в 1935 г. в эскизах предлагал любопытную трактовку зрительного зала театра в виде гладкой полусферы с порталом сцены в форме арки с пышным «барочным» многослойным занавесом.

Полусфера над рядами амфитеатра украшалась в проекте живописными мотивами садово-парковой ренессансной архитектуры — арочными портиками, вазами, скульптурами и пр. Е.Е. Лансере, видимо, стремился создать гладкой поверхностью полусферы иллюзию небесного свода, а всем декоративным живописным оформлением — ощущение эффекта пейзажа, то есть окружения амфитеатра зрительного зала естественным природным ландшафтом.

Но окончательно зрительный зал приобрёл характер некоего круглого перистиля, венчающего ярусы амфитеатра и ряды партера, между колоннами которого нашли себе место скульптурные гипсовые копии греческой и римской античной классики — Аполлоны, Дорифоры, Венеры и др., на фоне драпировок из красного бархата.

Основные конструкции здания возводились под техническим руководством инженера С.А. Полыгалина. Строительство театра — героическая страница труда сибирских строителей. Такие сложнейшие железобетонные конструкции, как купол зрительного зала, выполнялись впервые в Сибири, в суровых климатических условиях, при отсутствии механизации, квалифицированной рабочей силы, при остром дефиците необходимых строительных материалов.

Все работы велись вручную, основным построечным транспортом был конный. Но все трудности были преодолены; на стройке здания выросли инженерно-технические кадры и сложился квалифицированный контингент рабочих-строителей, которые к 1941 г. довели сооружение театра почти до конца. Строительство было прервано Великой Отечественной войной.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и балета приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинградских Военно-Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» худ. Ф. А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи). Все было бережно сохранено, и в 1944 г. культурные ценности стали возвращаться в свои города.

Еще в самые тяжелые дни войны осенью 1942 года правительство решает завершить сооружение театра оперы и балета в Новосибирске.  К началу войны не была окончена постройка сценической части театра, левое крыло было выложено только в кирпиче.

Предстояло установить опоры для пола сцены, площадь которого достигала 2 тыс. м2, изготовить и смонтировать все энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но новосибирцы преодолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные строительные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г. правительственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского государственного театра оперы и балета.

Осталось неоконченным левое крыло театра, не была завершена отделка некоторых помещений, однако это не влияло на деятельность театрального коллектива (все строительные работы были закончены в середине 50-х гг.).

Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом-ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную ротонду — Пантеон, диаметр которой равнялся 43 м), высотой до подвесного потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200.

Игровая сцена театра достигала ширины 32 м и высоты до колосников 28 м. Живопись плафона, большая люстра, сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный бархат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечатление и создавали праздничное, приподнятое настроение.

Здание не имело дорогой отделки, сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой облицовки, какие можно найти в столичных и европейских театрах, но профессиональный вкус, строгость и простота архитектурных форм, присущих его интерьеру, просторы многих фойе, лестниц, вестибюлей придают ему своеобразие и яркую индивидуальность. Театр стал любимым зданием новосибирцев, их гордостью.

14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин» в оформлении народного художника РСФСР К. Юона. Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о «Большом театре Сибири».

В 1953 г. было предложено перестроить главную площадь Новосибирска. Архитекторы Г. Ф. Кравцов, С. П. Скобликов, А. С. Михайлов предлагали перестроить и здание театра оперы и балета, возвести по южной и северной сторонам площади семиэтажные жилые дома, фланкирующие здание театра, а также башни жилых домов высотой до 70 метров, увенчанные шатровыми шпилями и вкомпонованные в общую застройку площади (за зданиями мэрии и учебным корпусом НГАХА).

Проект был одобрен коллегией управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР. Однако в связи с изменением направленности в советской архитектуре после 1954 г. проекту не суждено было осуществиться, и тем самым было спасено от перестройки здание театра — интересный памятник архитектуры города, архитектурный его символ.

В 1954 г. закончилась достройка «северного крыла» театра оперы и балета, который функционировал уже девять лет с этой недостроенной частью здания. Работы по достройке театра велись по проекту архитектора К. Е. Осипова. Их качество было ниже, чем в целом по зданию.

Кроме того, не выполнены некоторые элементы, разработанные в окончательном проекте сооружения. Не достроен портал входа в здание со стороны сквера за театром, не изготовлены и не установлены скульптуры над колоннадой главного портика театра и его нишах. Не построены пандусы-входы по сторонам здания, ведущие на второй этаж, в главные помещения театра: фойе и зрительный зал. Без этих элементов несколько упростилась и утеряла торжественность архитектура этого крупнейшего здания города.

http://nsk.novosibdom.ru/

Масштабы, рекорды и загадки

Ровно 65 лет назад состоялось открытие Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Он стал первым немосковским театром, которому было присвоено звание академического. Оперный — один из главных архитектурных символов сибирской столицы и одним из самых крупных театров в России.

Ровно 65 лет назад состоялось открытие Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Он стал первым немосковским театром, которому было присвоено звание академического. Оперный — один из главных архитектурных символов сибирской столицы и одним из самых крупных театров в России. Про него ходят мифы и легенды, он служит неиссякаемым источником вдохновения, как для самих артистов, так и для зрителей.

Размеры

По своим размерам сцена новосибирского Оперного театра превосходит Большой театр. Рабочая площадь сцены составляет 1044 м², на ней может разместиться до тысячи человек, сообщает forguest.ru. До реконструкции, проведенной в 2004-2005 годах, большой концертный зал вмещал в себя 2000 человек, концертный зал – 450, малый зал – 150. После ремонта число мест немного сократилось: в большом зале стало 1774, в концертном — 375.

В самом Новосибирске рассказывают легенду, якобы под театром находится «подземный город». Жители уверены,  что это бункер Сталина. Правда, представители театра в один голос твердят, что ничего подобного здесь все же не существует. «Никакого бункера здесь точно нет.

Когда-то в этих площадях (под театром) размещалась котельная, которая отапливала театр, и к этой котельной была проложена узкоколейная железная дорога длинной 20 метров, по которой вагонеткой доставляли уголь к котлам. Может быть, поэтому появилась легенда о железной дороге, уходящей в подземелье. Я думаю, мифы возникают потому, что хочется верить в какие-то чудеса», — рассказал заместитель директора театра Андрей Лазарев.

Одной из самых уникальных конструкций театра является купол, разработанный по задумке архитектора П.Л. Пастернака. Его диаметр составляет 60 метров, а высота 35 метров. При строительстве перекрытий купола не применялись контрфорсы и фермы.

Такой способ был впервые применен в Европе. Если сравнивать архитектурный шедевр Пастернака со скорлупой куриного яйца, то в пропорциях купол Оперного гораздо меньше. Сверху купол покрыт тысячей железных чешуек серебристого цвета.

В 90-е годы при реконструкции здания восстановление покрытия купола стало особой проблемой, так как элементы первоначального покрытия выколачивались вручную по шаблонам. К сожалению, к 90-м годам специалистов такого уровня уже не существовало в стране, поэтому чашу купола решили изготовить по технологии, применяемой при строительстве самолетов.

В результате рисунок поверхности купола был сильно упрощен, а часть элементов оказалась вообще не реализована. Рисунок оригинальной кровли был восстановлен только в 2005 году, пишет opera-novosibirsk.ru.

Не меньшей трудностью при реставрации зрительного зала послужило исправление проблем акустики и света. Дело в том, что зал новосибирского театра известен как один из самых трудных для вокалистов: воздух, который необходимо «раскачать» певцу своим голосом (без микрофона), весит 35,5 тонн.

Именно по этой причине Новосибирск не приглашал оперных звезд. Также из-за некоторых особенностей театра артисты плохо слышали оркестр, поэтому они все время вынуждены были стоять у самого края оркестровой ямы, оказываясь в затененной области. В театре также не было фронтального света, две осветительные ложи способны были охватить только 10% сцены.

Не меньшей оригинальностью отличается и потолок театра, представляющий собой акустический экран из прессованного картона. Верхнюю галерею театра украшают 16 скульптур, копии произведений античных мастеров. Ведь неспроста новосибирский Оперный театр называют иногда Сибирским Колизеем, подчеркивая тем самым наличие в интерьере большого зала подобия античного амфитеатра.

Впечатляет также и люстра над зрительным залом, диаметр которой составляет почти 6 метров, а вес – 2 тонны. Во время проведения реставрационных работ хрусталь для люстры пришлось искать в Москве, Твери, Франции, Чехии, Китае, пишет bohemia-studio.ru.

Интересно, что вес пожарного занавеса театра составляет 32 тонны. До реконструкции этот занавес состоял из пемзобетона весом 72,5 тонны.

Недостроенный «храм науки»

А начиналось все в 1921 году, когда в Новониколаевске, как тогда назывался Новосибирск, было решено построить Дом Науки и Культуры. В 1928 году архитектор Курилко представил свой проект, в соответствии с которым обещал построить «сверхмеханизированный синтетический театр планетарно-панорамного типа», который в нужный момент мог превратиться и в цирк, и в научно-исследовательский институт или картинную галерею, пишет gorodgid.ru.

В театре должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба. Большая сцена театра предназначалась также для проведения революционных праздников: колонны демонстрантов трудящихся страны Советов, проходя по площади со знаменами в руках, должны были входить в один из многочисленных подъездов театра и оказываться прямо на сцене.

Зрительный зал предполагался в виде амфитеатра на 2600 мест, под трибунами которого был устроен тоннель, в котором на подвижных фурках могли передвигаться декорации. Аналогичное кольцо фурок (меньшего диаметра) было устроено за сценой вокруг склада декораций. Кольца пересекались на сцене и врезались в поворотный круг. Декорации сцены предполагалось также быстро убирать в развитые боковые кулисы. По специальным пандусам на сцену могли въехать повозка, грузовик или даже легкий танк.

Партер на 600 мест при необходимости мог быть перемещен на сцену, а на его месте возникала подъёмно-опускная арена, трансформируемая для цирковых представлений, спортивных состязаний и водных пантомим. На поверхность купола предполагалось проецировать кинофильмы, для чего был спроектирован специальный проектор.

Строительство здания была начато весной 1931 году. Однако идея возведения громоздкого Дома Науки и Культуры не вызвала одобрения в инженерных кругах, в результате было принято решение о строительстве театра, окончательный проект которого был доработан инженером-конструктором Л.М. Гохманом. В 1937 году здание было удостоено Гран-при Всемирной выставки в Париже.

В 1941 году строительство театра было приостановлено. Во время войны здесь хранились экспонаты Третьяковской галереи, ГМИ им. А.С. Пушкина, ленинградских музеев и многих других. Именно в это время родилась легенда о том, что в Новосибирск вывезли Янтарную комнату.

Также в здании театра была налажено производство гранат и минометов. Летом 1942 года театр был включен в список первоочередных объектов на завершение строительства. Уже в ноябре того же года здесь была исполнена Седьмая («Блокадная») симфония Дмитрия Шостаковича, сообщает novosibirsk.ru.

В годы войны не хватало ни рабочих рук, ни строительных материалов, на специалистов и средств. Однако новосибирцы справились со всеми трудностями, и в 1943 году были завершены основные строительные работы, а зимой 1944 года главные помещения театра были признаны годными к эксплуатации.  Как сообщает opera-novosibirsk.ru, недостроенными остались левое крыло театра и некоторые помещения театра. Все эти работы были завершены только в 50-х годах.

14 мая 1944 года в Новосибирске была открыта хоровая и балетная студия и организован большой симфонический оркестр филармонии. А 12 мая 1945 года, через три дня после Победы, театр открылся оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин» в постановке Н. Г. Фрида и в декорациях К.Ф. Юнона. Кстати, по информации novosibirsk.rfn.ru, именно эту первую постановку, которая уже давно не идет в театре, планируют восстановить к следующему театральному сезону.

14 декабря 2005 году началась вторая жизнь новосибирского Оперного театра. Именно в этот день состоялось открытие главного театра Сибири после масштабной реконструкции. Своему «второму рождению» театр во многом обязан Ирине Драчевской, супруге полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе тех лет, которая сделала очень многое для начала реконструкции.

В поисках музы

Оперный – это не только архитектурная гордость сибирской столицы. Специалисты признают, что именно здесь находится одна из лучших балетных школ в мире. Солисты оперы и балета выступают в крупнейших театрах мира – Большом и Мариинском, «Ла Скала», «Ковент‑Гарден», Римская Опера, «Ла Фениче», «Дойче Опер», Баварская Опера, «Колон» и др.

Более 30 оперных и балетных постановок, получивших мировое признание, вышли со сцены Новосибирского театра оперы и балета. Среди них — «Не только любовь» Р. Щедрина, «Крылатый всадник», «Три толстяка», «Каштанка» В. Рубина, «Горячий снег» А. Холминова, «Молодой Давид» В. Кобекина, балетов «Доктор Айболит» И. Морозова (спектакль удостоен Государственной премии СССР), «Русские сезоны» Л. Десятникова.

В основе репертуара театра не только русская и зарубежная оперная и балетная классика, но также и авангардные постановки. Одной из самых необычных является опера Верди на сюжет «Макбета». Интересно, что исполнитель главной партии «Макбета», оперный певец из Греции Димитрис Тилякос перед премьерой рассказал журналистам о том, что источником вдохновения для него стали прогулки перед театром. В общем-то, за музой сюда приходят не только известные артисты, но и обычные жители города.

Из последних постановок театра – русская хоровая опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» в концертном варианте, которую театр впервые представил 11 декабря 2009 г. В январе 2010 г. состоялась премьера оперы-феерии «История Кая и Герды» Сергея Баневича, в феврале впервые в Новосибирске театр представил оперу Моисея Вайнберга «Пассажирка» в концертном исполнении.

В 2005 г. на базе Новосибирского театра оперы и балета под руководством главного дирижёра театра Теодора Курентзиса и главного хормейстера Вячеслава Подъельского были созданы камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и камерный хор New Siberian Singers, с успехом выступающие на концертных площадках Новосибирска, Москвы и за рубежом.

Новосибирский Оперный театр имеет широкую международную известность, является обладателем 16 национальных премий, более 50 дипломов фестиваля «Золотая маска», удостоен Гран-при конкурса «Окно в Россию» как лучший театр российской провинции. В декабре 2005 года Банк России выпустил в обращение серебряную монету достоинством 3 рубля серии «Памятники архитектуры России». На ней изображен Государственный Академический театр оперы и балета.

Свое 65-летие Новосибирский государственный академический театр оперы и балета отметит гала-концертом «Приветствую тебя, Сибирский Колизей!» с участием артистов театра и приглашенных звезд. На юбилей, помимо официальных лиц и ветеранов, приглашена также и зрительница, которая посещает спектакли с самого первого театрального сезона.

К сожалению, единственная оставшаяся в живых солистка из самого первого состава труппы театра 88-летняя Надежда Дезидериева-Кули по состоянию здоровья не может прийти на торжество.

https://ria.ru/

Еще несколько интересных фактов

Само здание театра уникально – по архитектуре, инженерным конструкциям, размерам. Начало его строительства – 1931 г. По первоначальному проекту М. И. Курилко, Т. Я. Бардта, А. З. Гринберга в Новосибирске (тогда – столице Сибирского края) предполагалось построить Дворец науки и культуры с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, сценой панорамного типа.

Но в 1936 г. здание строилось уже по другому проекту, разработанному в Московской архитектурной мастерской академика А. В. Щусева.

В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, его законсервировали, хотя строительство было практически завершено. В этот период в помещении театра хранились сокровища Третьяковской галереи, Павловского Дворца и музеев городов, подвергшихся разрушениям. Изредка для концертов использовалась сцена – на ней выступал Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, эвакуированный в Новосибирск.

В 1942 г. правительство принимает решение о быстрейшем завершении строительства театра, и уже в феврале 1944 г. здание сдается в эксплуатацию. Тогда же начинается и формирование творческого коллектива.

С самого начала сложилась сильная оперная труппа: А. Кривченя, Л. Мясникова, М. Киселев, А. Гелева, В. Сорочинский, В. Арканов, П. Ульянова, Н. Куртенер, И. Штрайфель, В. Кирсанов, Н. Первозванская, Н. Дезидериева, В. Ювачева, О. Покровский, М. Собо, Л. Крупенина, Т. Зимина, С. Иванов и многие другие солисты, за короткий срок создавшие славу самому большому театру в азиатской части страны.

Его так и называли – «Большой театр Сибири». У театра есть еще несколько закрепившихся названий: «Ровесник Победы» (его открыли через три дня после Победы в Великой Отечественной войне – 12 мая 1945 г.), «Сибирский Колизей» – за наличие в интерьере Большого зала подобия античного амфитеатра. Но название «Большой театр Сибири» наиболее полно раскрывает его значение.

С первых лет репертуарным направлением театра была классика – вначале оперная, а затем (с июля 1946 г.) и балетная: «Иван Сусанин» М. Глинки, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Травиата», «Аида», «Риголетто» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Корсар» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова и др.

Особая часть репертуара НГАТОиБ – отечественные сценические премьеры зарубежных произведений: «Банк Бан» Ф. Эркеля, «Ее падчерица» Л. Яначека, «Госпожа Бовари» Э. Бондевиля, балет Чжан Сяо Ху «Драгоценный фонарь Лотоса»…

Отечественная и зарубежная критика неоднократно отмечала в числе лучших «Легенду о любви» А. Меликова (1961), «Бориса Годунова» Литература и документальные источники 60 лет (1945) со дня открытия в Новосибирске оперой Глинки «Иван Сусанин» театра оперы и балета М. Мусоргского (оркестровая редакция Д. Шостаковича; 1962, 1990), «Дон Жуана» В. А. Моцарта (1963), «Войну и мир» С. Прокофьева (1965), «Пиковую даму» П. Чайковского (1969), «Ромео и Джульетту» С. Прокофьева (1972), «Сильфиду» Р. Шнейцгоффера (1979), «Отелло» Дж. Верди (1981), «Спящую красавицу» П. Чайковского (1996), «Богему» (1997), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (1997), «Молодого Давида» В. Кобекина (1998), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1999), «Кармен» Ж. Бизе (2001), «Коппелию» Л. Делиба (2001) и многие другие постановки театра, которых за весь период существования было более трехсот.

Семь раз театр гастролировал в Москве, на сценах Государственного академического Большого театра и Кремлевского дворца (1960, 1963, 1967, 1975, 1982, 1990, 2003).

С 1957 г. труппа выезжает на зарубежные гастроли – Китай (1957, 1961), Франция (1960, 1967), Венгрия (1960), Камбоджа (1960), Польша (1961, 1987), Югославия (1961, 1990), Румыния (1961), Вьетнам 1961), Египет (1962, 1993), ГДР (1965), Италия (1979, 1992), Монголия (1979), Куба (1983), Испания (1997)… С симфонической программой оркестр театра участвовал в Х Международном музыкально-театральном фестивале в Макао (1996) и II Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке (2000). Выступления театра сопровождались многочисленными откликами прессы, признавшими выступления сибиряков триумфальными.

С театром связаны имена известных режиссеров, художников, балетмейстеров, хормейстеров. История его богата замечательными именами артистов – лауреатов Государственных премий, Всесоюзных, Всероссийских и Международных конкурсов, Национальной театральной премии «Золотая маска». Большое число артистов и деятелей театра отмечены наградами и почетными званиями.

Поддерживая традиции академической оперной и балетной культуры, НГАТОиБ сочетает классику с поисками новой театральной эстетики. Новосибирск – инициатор глобального международного проекта «Четыре века оперы». Фестивальный марафон «Четыре века оперы. Запад – Сибирь – Восток» проходил с 1997 по 2000 гг. под эгидой ЮНЕСКО. В его рамках состоялись российско-немецкий музыкальный фестиваль «Фауст-проект» и Международный Рождественский фестиваль с участием зарубежных гастролеров. Театр постоянно привлекает внимание импресарио и руководителей театров различных стран мира.

Рубеж XX и XXI вв. – яркая творческая вершина деятельности театра. В сезоне 1998/99 г. НГАТОиБ получил премии «Театр года» и «Окно в Россию»; два спектакля театра – опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Консерватория Бурнонвиля» – дипломанты фестиваля «Золотая маска–99», а солистка театра Светлана Савина стала первой в Новосибирске обладательницей премии «Золотая маска».

Опера Владимира Кобекина «Молодой Давид» (мировая премьера состоялась на Новосибирской сцене в декабре 1998 г.) получила Диплом Национального театрального фестиваля «Золотая маска–2000» и названа «Спектаклем года»; солист Валерий Гильманов стал лауреатом премии «Золотая маска», главному художнику театра И. Гриневичу вручена премия «Художник года».

Важнейшее событие 2001 г. – премьера балета Л. Делиба «Коппелия» – реконструкция спектакля М. Петипа (хореограф-постановщик С. Вихарев). Спектакль признан лауреатом премии «Золотая маска–2002» в номинации «Лучший спектакль балета». Премию «Золотая маска» получила А. Жарова, исполнительница партии Сванильды. Диплом фестиваля получил главный балетмейстер театра С. Вихарев.

В 2002 г. НГАТОиБ – один из организаторов Третьего международного фестиваля телевизионных программ о театре «Театр + ТВ» (директор и основатель фестиваля – директор театра Б. Мездрич).

В 2003 г. опера «Кармен» была выдвинута на премию «Золотая маска–2003» по трем номинациям: «Лучший спектакль», «Лучшая сценография» (И. Гриневич), «Лучшая мужская роль» (О. Видеман). В этом же году театр стал участником культурной акции – «Год российской культуры в Германии», в которую была включена премьера оперы А. Шнитке «Жизнь с идиотом» (совместная российско-польско-германская постановка; дирижер С. Калагин, режиссер Г. Барановский, художник Д. Боровский, хормейстер В. Подъельский, балетмейстер С. Грицай).

Творческий коллектив Новосибирского государственного академического театра оперы и балета широко известен в нашей стране и за рубежом. Архитектурный облик театра стал самым узнаваемым символом города Новосибирска и собирательным образом всей сибирской культуры.

http://kraeved.ngonb.ru/

Новосибирский театр оперы и балета: мнения и отзывы зрителей

Елена Посмотрела спектакль «Пиковая дама». Просто в шоке от титров! Кто их пишет? Куча ошибок как орфографических, так и стилистических. Может быть театру взять корректора? Стыдобище: музыка Чайковского, стихи Пушкина, а грамотность — нулевая!

Татьяна Отлично! Все молодцы! Уже взяли билеты на октябрь, ноябрь. Просим прощения, что никто из зрителей не догадался взять цветы — деревня! Следующие спектакли мы исправимся. Хорошо, что у нас есть театр и такая труппа и хорошо, что он классический, без новомодных штучек, хоть душа отдыхает от этой жизни.

Желаю вам всего самого наилучшего, как вечный производственник, строитель рассуждаю по дилетански — работенка у вас еще та! Где там мои вечные переживания от проверок Ростехнадзора и Природнадзора и прочих надзоров! Здоровья, новых высот и побед в ваших профессиональных конкурсах!

Наталья Первый раз в этом сезоне побывали в театре. 19 февраля слушали «Иоланту». До сих пор пребываем в глубоком шоке от увиденного и услышанного. Оркестр заглушал певцов, слов не разобрать, особенно женские партии.

Отсутствие классических театральных декораций, вместо них металлические нагромождения в виде каркасов — просто кошмар. Костюмы актеров — это вообще не описать словами, мало того они не соответствуют эпохе излагаемого произведения, так такое ощущение, что актеры одеты в то, что нашли в гардеробной .

Действие происходит в королевской семье во Франции 15 века. Подружки и прислужницы Иоланты все в одинаковых халатиках, толи медсестер, толи буфетчиц. Король и графы в современных костюмах с галстуками. Свита графа — молодые люди в полосатых жилетах офисных менеджеров. Спектакль не смотрится как единое целое.

Все в целом выглядит нелепо и смешно. Но видимо новое руководство и добивалось, чтобы это было ШОУ. Вот и выглядит это комично. Очень жаль, что мой любимый театр, единственный, который выстаивал до сих пор под натиском популизма, не выдержал.

Андрей Новосибирск гордился своим небогатым, с плохой акустикой партера, но Академическим, Народным театром. Увы, какой-то грязный, вороватого вида, варяг начал пошлую программу выколачивания денег и успешно сделал первые шаги — вид лоск интерьеров стал напоминать казино.

Спектакли с ориентацией на так называемую «массовую культуру» . Это какой-то карабас-барабас от культуры с замашками купчишки. Видимо в Центре думают, что сибирским медведям вправить мозги можно одним, как бы это сказать, существом с глубокими генетическими и моральными особенностями.

Оксана Была в театре на спектакле «Спящая красавица» — впечатление и от театра, и от труппы незабываемое! Огромный зал с колоннами, статуями. Замечательная акустика и потрясающая игра актеров. Поход в такой красивый театр это уже целое событие. Красивые балеты, декорации, костюмы все очень впечатляет!

Илона Однозначно самое достойное для посещения место в Новосибирске. Театр не уступает Большому и Мариинке. Балет «Лебединое озеро» роскошен и по качеству исполнения и по костюмам и по оформлению сцену. Только билеты надо покупать заранее на желаемый спектакль.

Лана Люблю театр,но меня покоробило (Кентервильское привидение)и не меня одну , как артисты пропагандировали америку (с маленькой буквы). И это на фоне того что они делают с Украиной и нашей страной.А в зале очень много школьников с учителями. Для чего надо было вести детей на этот антипатриотический мюзикл, а ведь это наше будушее.

Ирина 25 декабря -замечательнейший день в моей жизни:я была на Щелкунчике! Потрясение в лучшем его виде.Я никогда не знала,что балет может так перевернуть жизнь и чувства человека!Верится в чудеса,в сказку,жизнь прекрасна!Спасибо и низкий поклон всем создателям этого чуда на сибирской сцене!

Мария 18 июля 2013 г. посетила с родственниками балет «Жизель». Очень люблю этот театр, но остался очень негативный осадок от посещения. Балет — прекрасный! Смотрели с удовольствием. 2 раза было объявлено о подаче автобуса до Академгородка по окончании спектакля.

Каково же было наше удивление (и не только наше), когда автобус ушел, не дождавшись окончания спектакля — он видите ли заполнился. Вопрос — кем? Мы проявили уважение к участникам спектакля — остались поаплодировать, а нас за это наказали? Из театра мы вышли далеко не последние, то есть не мы одни остались. Что это за отношение к зрителям, нас вынуждают покидать зал за 10-15 минут до окончания спектакля.

Обидно. Ведь за язык никто не тянул, зачем 2 раза объявили? Заодно надо было объявить, что автобус благодарных зрителей ждать не собирается. Вместо удовольствие — полное разочарование! Огромное спасибо за чудесный балет, а за отношение к зрителям — позор!

Оксана Очень люблю наш Оперный театр) Была на многих балетах! Золушка — современно, интереснее чем классическая. Красиво, хорошие декорации. Понравилось ребенку 11 лет (впервые ребенок был на балете). Дон Кихот — тореадор красавчик, его танец заставляет влюбится!

На сцену выводят лошадь и ослика. Красивые декорации, ярко и красочно. Лебединое озеро, Жизель — классика, которую надо смотреть всем, можно несколько раз))) Современные балеты — тоже интересно, надо иногда классику разбавлять. Шепот в темноте — музыка очень красивая, на сцене темно, только на танцоров направлен свет.

Балет Come in! — реально вызвала у нас с подругой эротические ощущения, как на стриптизе ,только красивее, благороднее. Бабушки в ужасе прикрывали лица программками)) Балет о любви, чувственности. Красиво. Юнона и Авось — песни из рок-оперы вечны, балет похож на обычный спектакль Ленкома, только в виде танца.

Спартак — редко бывает в Оперном. Видела совместный балет с корейцами — супер, жаль что так редко он бывает у нас! Еще бы сходила. Щелкунчик — очень бедный спектакль! Ужас! По сравнению с Екатеринбургом и Москвой — ужас. Декорации нулевые. На сцене чаще всего два танцора, пусто совершенно. Только музыка спасает. Разочарование! Спящая красавица — тоже скукотища. Прилагаю фото брата в Оперном, своего подходящего нет(

Лена Спектакль был просто потрясающий,не пожалела,что сходила!Сам театр настолько красивый,что находясь внутри его,ощущаешь себя,как будто в замке!Раньше я не любила театр,но поняла,что зря!Цены на билеты вполне приемлемые от 500 руб.!Как говорится-очень полезно иногда просвещаться,культура,это всегда хорошо!

Эка Театр просто поражает своей величественностью и красотой. Может быть если вы часто там бываете, то так уже не кажется, но в первый раз когда там оказываешься просто дух захватывает. После того как мы с мужем сходили на лебединое озеро и поразились красотой балета и прочувствовали всю мощь духового оркестра не могли не пойти и на другие постановки.

Балет спартак тоже впечатлил красотой костюмов и мастерством танцоров, но музыка, это что то, просто мурашки по спине. Если кто то еще не был в оперном театре, то советую сходить обязательно. Отдых от повседневности просто незабываемый, впечатлений получите массу. Цена вопроса: самые лучшие места на центральном балконе 1200 за билет помоему.

Александр Наверное самый яркий и самый лучший театр Новосибирска.Я полюбил его ещё с глубокого детства.Мне всегда нравились представления,которые проходят в театре оперы и балета.

Во-первых,театр оперы и балета-настоящий памятник архитектуры.

Во-вторых,представления всегда проходят на высшем уровне.В-третьих,актеры всегда играют по-настоящему,не наигранно,что добавляет ещё один плюс.Даже если вы не любители оперы или балета очень советую сходить в этот театр.

Евгения Одна из великолепнейших достопримечательностей нашего города — Театр оперы и балета! Шедевральное произведение искусства — возвышающиеся колонны, массивный купол. Классический стиль интерьера — статуи, люстра, узорчатый потолок.

В безумном восторге от большого зала — цветовой гаммы, стиля. Мы ходили на ритм-балет «Юнона и Авось». Актеры великолепны! Стоимость билета 1800 рублей. Вообще считаю что каждому стоит посещать театр как можно чаще, так сказать «окультуриваться». Персонал театра вежливый, даже немного позавидовала им — каждый день проводят в этом великолепии!

Лина Этот театр мне нравится больше всего. Билеты самые дорогие, но зато сходишь на премьеру и не пожалеешь. Последний раз ходила на балет «Корсар», очень понравился. Особенно, когда на сцену «выплыл» корабль в натуральную величину. Режиссёр там, конечно, не сахар. Доводилось лично с ним общаться. Ужасно вредный).

Ирина являюсь большим поклонником театров, а особенно люблю сходить на балет. Театр Оперы и Балеты является одним из крупнейших театров не только нашего города, но и всей России. Наверное, каждый третий житель нашего города посещал хоть раз это чудесное заведение.

Во-первых, следует отметить красоту архитектуры, хоть театр был построен еще в 30-х годах XX века, он до сих пор притягивает к себе взор даже самых искушенных людей. Во-вторых, очень важно сказать о самом репертуаре. Каждый год театр не перестает удивлять зрителя, всегда появляются премьеры новых опер, а также балета, на который я люблю ходить.

Весь обслуживающий персонал (кассиры, смотрители зала) очень вежлив, всегда поможет разобраться куда можно пройти во время антракта. Что касается цен, то здесь диапазон большой. Ведь самое вакантное место — это партер. В нем цены могут доходить (во время премьеры до 2000 рублей).

Если вы человек не претенциозный, то на балконе вы можете спокойно купить билет за 200 рублей, что на мой взгляд абсолютно приемлемо. Напоследок хочется сказать, что если вы еще не бывали в знаменитом театре Новосибирска, то обязательно сходите!

https://www.yell.ru/

Дорогие друзья, если вы собираетесь в путешествие в России или в отпуск, то для вас будет полезной статья о том, как можно вернуть часть денег (до 5-10%!), потраченных на билеты (ж/д, автобусные и авиабилеты), а также бронирование гостиниц, с помощью кешбек-сервисов. Если интересно - кликайте сюда, читайте, регистрируйтесь и начинайте возвращать свои деньги!
Поделиться статьей с друзьями
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *